МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЗАОСТРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

Архангельская область, Приморский район, деревня Рикасово, д.26, +7 (8182) 25-42-01

Как добиться грамотного письма и выработать орфографическую зоркость у детей?

Орфографическая зоркость – это способность видеть и запоминать правильное написание слов. Этот навык связан с развитием орфографической памяти и орфографического слуха.

Сегодня в нашей подборке упражнения, эффективные методы и приемы, которые помогут развить орфографическую зоркость:

⃣ Чтение
Одним из самых эффективных и классических способов развития орфографической зоркости у школьников – это чтение. В процессе чтения не только происходит пополнение словарного запаса, но и приобретаются грамматические навыки. Регулярное чтение способствует развитию зрительной памяти и помогает лучше осваивать правила орфографии.

⃣ Комментированное письмо
Комментированное письмо – это вид упражнения, включающий объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений на основе проговаривания по слогам.
Такое упражнение развивает самоконтроль, так как ученики не просто проговаривают предложенные слова и предложения, а обосновывают их написание правилами и подбором проверочных слов.
Важно, чтобы все ученики работали одновременно с тем, кто комментирует, не отставая и не забегая вперед, чтобы предотвратить ошибки.
Этот вид письма развивает внимание к слову, его значению, сообразительность, речь, фонематический слух, мышление.

⃣ Списывание
Обучение целенаправленному списыванию способствует формированию орфографической зоркости и умения видеть, как предложение в целом, так и отдельные его части.
Вначале дети читают текст (зрительное восприятие), анализируют слова на изучаемое правило (происходит осмысливание текста), затем списывают текст и проводят самопроверку.
Важно учить детей списывать правильно, то есть не по отдельным словам или буквам, а целиком по предложениям. Проводить этот вид работы с грамматическим и орфографическим заданиями.

⃣ Какографические упражнения
Какография – умышленное ошибочное письмо, которое предполагается ученику с целью накопления и исправления ошибок.
При проверке письменной работы, ученик часто не
видит ошибок в словах. Какография учит более внимательно прочитывать написанное, учит проверять.

⃣ Письмо по памяти
Каждый текст последовательно проходит 4 этапа в работе: восприятие текста, его комплексный анализ, выразительное чтение, заучивание наизусть и письмо по памяти.

Если регулярно проводить эту работу, то со временем дети будут видеть и слышать в каждом слове орфограмму.
«Письмо по памяти» способствует умению не только видеть орфограммы, но и объяснять их написание.

⃣ Методика зрительных диктантов И. Т. Федоренко
Эта методика строится на наборе из 18 диктантов. В каждый входит 6 простых предложений, например: Небо хмурое. Идёт дождь.
Работа с набором проходит в течение двух месяцев. В первом предложении первого диктанта 2 слова, всего 8 букв. Во втором диктанте количество слов остается тем же, но набор букв увеличивается на 1. Пошагово предложения удлиняются, и в самом последнем – 8-9 слов и около 46 букв.

Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты. Русский язык для большинства детей становится любимым предметом. И это немаловажно, когда дети начинают относится к урокам русского языка с большим интересом

#Прообразование29
#Воспитание29